Роль макрофагов в сопротивляемости к туберкулезу

Oprescu с соавт. (1972) показали, что в макрофагах от иммунных морских свинок микобактерий размножаются несколько медленнее, но не обнаружили отличий при фагоцитозе микобактерий различной вирулентности. Magiulo с соавт.

(1973) в опытах in vivo (метод кожного окна) показали, что макрофаги от ранее перенесших туберкулез и выздоровевших людей (с повышенной чувствительностью к PPD) обладали высокой фагоцитарной и бактерицидной активностью по отношению к штамму Paracolonobacter aerogenoides. Kohout (1973) с помощью этого же метода исследовал характер миграции макрофагов у больных туберкулезом.

У больных первичным инфильтративным и экссудативно-кавернозным туберкулезом миграция макрофагов протекала более интенсивно, чем у больных хроническим туберкулезом. Интересно, что и в первом и во втором случае эта реакция нормализовалась после химиотерапии.

Следует отметить, что направленный таксис макрофагов, захват и переваривание ими инфекционного агента — стадии единого процесса фагоцитоза, но они совершенно различны по своим механизмам.

При упоминании о снижении или увеличении активности фагоцитоза следует иметь в виду повышение или снижение выраженности всех компонентов этого феномена, а не какого-то отдельного этапа фагоцитоза. В частности, если захват возбудителя усилен, а переваривающая способность макрофагов при этом ослаблена, то, разумеется, нельзя говорить о повышении активности фагоцитоза.

В связи с этим, несмотря на многочисленные исследования, невозможно окончательно решить вопрос о том, усиливается или нет in vitro фагоцитоз микобактерии макрофагами от вакцинированных животных.

В то же время не вызывает сомнений, что значение фагоцитоза в противотуберкулезном иммунитете исключительно важно. Мы не будем останавливаться на роли фагоцитоза в естественной резистентности к туберкулезу, а обсудим лишь место фагоцитоза в приобретенной резистентности к туберкулезной инфекции.

Комментарии запрещены.