Качественный состав

Особый интерес для теории и практики педагогики представляет вопрос о соответствии психического (умственного, эмоционального) и физического развития. Многими исследователями установлены небольшие, но постоянные различия в интеллектуальном развитии в связи с биологическим возрастом, по-видимому, исчезающие при его выравнивании.

Однако небольшие величины этих различий (коэффициенты корреляции с показателями биологического возраста порядка 0,1-0,4), как и некоторая противоречивость результатов в связи прежде всего с отсутствием вполне корректных тестов, не позволяют применять последние в качестве критериев биологического возраста.

Что же касается его связи с эмоциональным развитием (поведением), то проблема эта очень сложна и пока не имеет однозначного решения. В целом уровень психического (в первую очередь умственного) развития может быть использован как дополнительный критерий биологического возраста только при учете конкретных условий жизни и воспитания ребенка (Говорова и др., 1975).

Из предшествовавшего обзора различных критериев биологического возраста и их взаимоотношений, выражающихся корреляциями разной силы и значения, следует, что в онтогенезе человека должны существовать общие факторы, регулирующие созревание организма как целого. Возможно, что и общие, и частные факторы созревания проявляют половой диморфизм.

Так, по скелетному возрасту женщины опережают мужчин на протяжении всего периода роста — от рождения и до взрослого состояния, причем уже у новорожденных мальчиков наблюдается отставание от девочек примерно на месяц, а в дальнейшем их скелетный возраст составляет около 80% скелетного возраста женщин.

Комментарии запрещены.