Поверхностно-эмпирическое понимание

Именно поверхностно-эмпирическое понимание причинности как связи единичных предметов как таковых и отождествление причины со всей совокупностью условий и привели английского философа-позитивиста Дж. Ст. Мил-ля (1806-1873) к теории множественности причин, которая в медицине, опираясь в естественнонаучной области на работы И. Мюллера, проявляется в форме теории полиэтио-логичности, но монопатогенетичности некоторых заболеваний. В. Н. Сагатовский в статье К уточнению содержания категории, причина, исходя из общего представления о причине как взаимодействии внутреннего и внешнего, приходит к выводу, что причину можно определить как совокупность условий, которая в данный момент необходимо вызывает определенное явление. Развивая в последующем свои взгляды по этому вопросу, В. Ы. Сагатовский и И. Г. Антипов пишут, что, для того чтобы избавиться от крайностей монокаузализма и кондиционализма, следует ввести употребление двух новых терминов: генетическая и структурная причина, понимая под генетической причиной необходимые условия, предшествующие наступлению следствия, а под структурной причиной — совокупность условий, необходимых и достаточных для наступления следствия. Применяя изложенную концепцию причинности к анализу понятий этиология, патогенез и их соотношению, В. Н. Сагатовский и И. Г. Антипов приходят к выводу, что этиология — это генетические причины и составляющие структурной причины, а патогенез — это механизм, структурная причина возникновения, течения и функционирования определенного процесса в данный момент. Понимание генетической причины как совокупности необходимых условий, предшествующих наступлению следствия, а структурной причины как совокупности условий, необходимых и достаточных для наступления следствия, почти не выходит за рамки определения причины как полной суммы положительных и отрицательных условий, наличность которых неизменно влечет за собой следствие. Это понимание причины не дает возможности в системе условий, обусловливающих возникновение того или иного явления, выделить то из них, которое, являясь главным или определяющим условием (причиной), не только вызывает, но и качественно определяет последующее за ним явление.

Комментарии запрещены.