Условный показатель

Вместе с тем у мужских индивидуумов Схул (прежде всего Схул IV) можно усмотреть тенденцию к вытянутому, более гранильному сложению, хотя и не сопоставимому в полной мере с современным астеноморфным вариантом. Отношение массы тела к его поверхности значительно понижено здесь по сравнению с коренастым классическим вариантом.

Так, примерные величины индекса масса/поверхность тела у Схул IV равны 36,6, а у Неандерталь и Шапелль — 40-41. У современного человека такие различия достаточно отчетливо связываются с экологическими градиентами. Так, по данным ряда исследователей (Roberts, 1953; Schreider, 1975), отношение массы тела к его поверхности повышается от экваториальных районов на север.

Указатель классических неандертальцев превосходит групповой максимум II. sapiens (39,1 — эскимосы), тогда как у Схул IV он сближается с индексами для берберов Сахары и негроидов Западной Африки с их более вытянутыми пропорциями.

По данным изучения свыше 3000 популяций земного шара, корреляция индекса масса/поверхность тела со среднегодовой температурой порядка — 0,5 (Walter, 1974), т. е., как правило, популяции из более прохладных климато-географических зон имеют большую массу тела и меньшую относительную поверхность, чем из более жарких, что представляет определенные преимущества при поддержании физиологических функций в соответствующем климате. Хотя описанные выше наиболее типичные соматические варианты формировавшихся людей и не могут прямо сопоставляться с современными адаптивными типами, все же различия в телосложении населения приледниковой зоны Европы и более южных районов Передней Азии вряд ли можно интерпретировать без учета фактора морфологической адаптации.

Комментарии запрещены.