Повышенное развитие мускульного компонента

При оценке влияния на эти показатели экзогенных факторов (мышечная активность, питание) следует иметь в виду неоднозначность данных экспериментов и наблюдений. По-видимому, это влияние не всегда обнаруживается; оно может затронуть лишь определенные группы мускульных волокон, причем гистохимические характеристики в большей мере, чем морфометрические.

Межтканевые корреляции компонентов тела принято считать несущественными, определяющимися ортогональными, т. е. относительно независимыми факторами.

Однако показано, что если сравнивать, например, в области плеча не ширину компонентов, а площади их поперечных сечений, то между ними обнаруживаются корреляции порядка 0,4-0,5; Р = 0,05 (Sidhu, Kansal, 1977).

Связь костного и мускульного компонентов выступает более отчетливо на ранних стадиях онтогенеза, в утробном периоде.

Кроме перечисленных выше, в схемах морфологической конституции применяются также координата макро-микросомии, характеризующая общие размеры тела, и в меньшей степени — координата андро-гинекоморфии, выделенная Д. Церссеном (Zerssen, 1968) по степени выраженности признаков полового диморфизма.

Эти основные координаты чаще всего выступают в конкретных схемах телосложения не в чистом виде, а в различных комбинациях с другими показателями; такие смешанные схемы (3- и 4-членные) наиболее распространены.

В качестве иллюстрации можно сослаться на типологии Э. Кречмера (астенический — атлетический — пикнический варианты), У. Шелдона (экто-мезо-эндо-морфия), В. В. Бунака (грудной — мускульный — брюшной типы), В. Н. Шевкуненко — Д. А. Жданова и В. Н. Яниной (до-лихо-брахиморфия и гипо-гипертрофия), К. Конрада (лепто-пикноморфия и гипо-гиперплазия), Д. Церссена (астено-пикномор-фия и андро-гинекоморфия) и др.

Комментарии запрещены.